Ощущение лёгкости, за которым кроется глубина
Джазовый альт-саксофонист и композитор Пол Дезмонд (настоящее имя – Пол Эмиль Брейтенфельд/Paul Emil Breitenfeld) родился 25 ноября 1924 года в городе Сан-Франциско.
Отец Пола играл на органе и подрабатывал тапёром. Именно от него Пол получил зачатки классического музыкального образования, и неудивительно, что первым его инструментом стало фортепиано. В 1936 году он начал играть на кларнете, а в 1943 году освоил альт-саксофон.
В том же году Пола призвали на службу в армию, где он провел три года, играя в составе военного оркестра. Там он познакомился с пианистом Дэйвом Брубеком. Их встреча стала судьбоносной – они попробовали сыграть вместе, и Пол был поражен техникой смены аккордов, которую продемонстрировал Брубек. Тогда он воспринял её "странность" за низкий уровень образования Брубека, и лишь позднее узнал, что тот использовал полифонический прием, о котором на тот момент Пол ничего не знал.
В 1951 году Пол Дезмонд присоединился к трио Дэйва Брубека, и они образовали квартет, который с триумфом выступал более шестнадцати лет. Пол исполнял в нем лидирующие партии на двоих с Брубеком, а также радовал слушателей своими невероятно лиричными соло. Звучание Дезмонда – лёгкое, поющее, исполненное лирики и романтики, походило, по его словам, на «вкус сухого мартини».
Его саксофон обладал прозрачным звучанием, вдумчивая игра отличалась сдержанностью, граничащей иногда чуть ли не с робостью. Сильная сторона его исполнения заключалась в особенно глубокой обработке мелодической линии – он импровизировал до тех пор, пока не исчерпывал все возможности мелодии. О Дезмонде часто пишут, что он как будто исполнял дуэты с самим собой – несколько раз повторял одну короткую фигуру, используя различные интервалы, – играл похожие фигуры выше и ниже. В своих лучших работах Брубек и Дезмонд часто одновременно вели связанные между собой линии – иногда параллельные, иногда контрастирующие, иногда это напоминало диалог. Прекрасный пример таких связанных между собой импровизаций можно найти в композициях «Out of Nowhere» и «Lady Be Good». В конце последней пьесы оба музыканта начинают демонстративно имитировать Баха.
Особенно интересна композиция Пола Дезмонда «Take Five», ставшая одним из самых популярных номеров ансамбля Брубека. Она написана на 5/4 и представляет собой одну из первых попыток импровизации в ином размере, чем привычный 4/4. «Когда мы впервые стали играть эту вещь, – говорил Брубек, – мне приходилось отстукивать метр, чтобы не разойтись. Теперь же это кажется элементарным – молодежь импровизирует на три вторых и в других сложных размерах».
Параллельно Дезмонд записывал пластинки с Джерри Маллиганом, Джимом Холлом, Перси Хитом. После распада знаменитого квартета Брубека в 1967 году он выпустил несколько альбомов под своим именем, записывался с Четом Бэйкером и коллективом «Modern Jazz Quartet», а на протяжении 70-х выступал с Брубеком в рамках нескольких "воссоединительных" туров.
Помимо музыкального таланта, Пола Дезмонд обладал еще и прекрасным литературным даром и совершенно безумным чувством юмора. Во время концертов в паузах между музыкальными номерами он и другие музыканты квартета часто выдавали комические импровизации, развлекая публику. Смерть помешала дописать Полу книгу с шуточным названием «Сколько вас в квартете?» – это была фраза, которую, по словам музыканта, ему чаще всего приходилось слышать от официантов, работников гостиниц и грузчиков.
Рассказывали, что Пол шутил, даже когда узнал о своем страшном диагнозе: у него нашли рак легкого, а он радовался, что, несмотря на его любовь к выпивке, "печень всё-таки не подвела!"
Пол Дезмонд скончался в 1977 году, дав свой последний концерт за несколько месяцев до смерти. Он запомнился в мире джаза как один из лучших альт-саксофонистов мира, играющий в стиле cool. Это стиль логических импровизаций, импровизаций по правилам, который обычно предпочитают любители классической музыки. И Пол Дезмонд был одним из лучших мелодистов в истории – не нарушая правил классической гармонии, он мог без усилий развивать внутри одной темы абсолютно другую, совершенно преображая любое произведение.
Ландыш Рифовна
#PaulDesmond #JazzCalendar #JazzSaxophone #ЛандышАхметгараева #25NovemberJazz